Руины древних храмов Сочи

Окрестности Сочи пропитаны духом прошедших эпох. Здесь мы можем встретить следы деятельности людей, населявших наши места от эпохи камня и до позднего средневековья: открытые и пещерные стоянки, дольмены – свидетели эпохи бронзы, ацангуары в горах, оборонительные сооружения античного, византийского и средневекового периодов, десятки византийских базилик, средневековых селищ, могильников и курганов. И это далеко не полный перечень.


Вполне полноправно Сочи, согласно законодательству края, является историческим поселением.


Ниже, описание и попытка воссоздать внешний вид некоторых средневековых храмов и базилик, расположенных в окрестностях Сочи.


В конце прошлого года вместе с Никитой Кондряковым мы совершили несколько прогулок по окрестностям г. Сочи, в частности села Лесное. Основной задачей было посещение развалин средневековых христианских храмов, башен, крепостей.


Были осмотрены базилики Леснянская I и Леснянская II, храм у источника Крион Нерон, храм на г. Сахарная Головка, Галицинский храм, Ахштырский храм. Также я посетил византийский храм в Лоо, средневековый храм-крепость у села Монастырь, а также храм на Малом Ахуне и храм Агуа на слиянии Агвы и Сочи, крепости у пос. Красная Поляна и пос. Солохаул.


Тогда же и родилась идея воссоздать внешний облик этих храмов, или хотя бы попытаться это сделать. Насколько я знаю, такую попытку никто особо не предпринимал, несмотря на то, что дело это интересное.


Был изучен материал, в частности статья Николая Ивановича Маркова – «По следам древней христианской колонизации», книга «Церковная архитектура Абхазии» Виноградова и Белецкого, а также иные статьи.


Как пишет Николай Иванович, в раннем средневековье развитие нашего района шло в тесной связи с Византией и Абхазским царством. В середине VI века активно функционировало несколько ответвлений Великого шёлкового пути, одно из которых проходило через горы современной Красной Поляны. Византия не только занималась торговлей и военными мероприятиями, но и активно распространяла христианство в своих колониях. В окрестностях Сочи Ю.Н. Вороновым отмечено 11 средневековых храмов, однако по последним данным их число приближалось к двум десяткам.


Первоначально христианские храмы строились в приморской зоне, но постепенно миссионеры уходили всё дальше от берега. Со временем в районе сёл Галицино, Лесное и Монастырь возникла «полоса древней христианской колонизации». Побережье к северу христианизация затронула меньше (храм на г. Малый Ахун, храм Агуа и храм в Лоо).


Строительство велось в VI-XI вв. Первоначально возводились большие для того времени трёхнефные базилики (базилика Леснянская I, Леснянская II), постепенно начали возводиться и новые церкви, предназначенные для обслуживания местного населения. Это были относительно небольшие одноапсидные зальные храмы. Время их возведения IX-XI вв.


Время не пощадило древние церкви. В приморской зоне от них не сохранилось практически ничего, а в горах остались лишь руины. Археологические раскопки 2004-2008 гг. помогли раскрыть остатки творений мастеров, увидеть их архитектурные и конструктивные особенности. Каждый памятник уникален и заслуживает отдельного краткого описания. Источник



Храм-крепость середины (X в.), в Урочище Глубокий Яр


Развалины средневекового храма-крепости середины (X в.), в Урочище Глубокий Яр Сочи


На вершине крутого отрога у слияния ручья Глубокий Яр и реки Мзымта расположены руины средневекового храма-крепости. В состав комплекса входят храм, башня, а также крепостные стены с воротами. 


Развалины древнего храма-крепости Адлер


Это средневековый храм-крепость, его постройка относится к IX-X вв. Памятник обнаружен и в 1948 г., а впервые обследован экспедицией Института археологии АН СССР в 1968 г. В отличие от других сооружений, этот храм находится в труднодоступном месте и возможно поэтому меньше всего пострадал от вандализма.


Предположительно, это был монастырский комплекс, в котором проживали монахи-исихасты. В состав комплекса входили храм, укрепление со смотровой башней, защитные стены и ворота. Позднее, комплекс использовался как оборонительное сооружение местным населением.


На данный момент сохранились стены храма, частично стены пристройки (часть стены обрушилась во время раскопок 2010 года). Стены башни в некоторых местах сохранились на высоту до 5 метров, также по склону частично прослеживается крепостная стена высотой более 3 м.


Предполагаемый внешний вид храма и сторожевой башни Глубокий Яр Сочи

Предполагаемый внешний вид храма и сторожевой башни



В книге Воронова «Древности Сочи и окрестностей» упоминается, что недалеко от храма ещё в 40-х годах на площадке располагались каменные столбы высотой 3-4 м.



Храм св. Константина и Елены (X-XIV в.), в Крион Нерон (село Лесное)


Развалины храма св. Константина и Елены (X-XIV в.), в Крион Нерон  село Лесное Сочи


Храм находится на склоне хребта близ родника Крион Нерон («Холодная вода») в полукилометре от северной окраины села Лесное. Выявлен в 1970 г. Л. Н. и Л. Л. Ситниковыми и раскопан в 2007 г. Д. Э. Василиненко. Стены сохранились на высоту до 1 м (в апсиде — до 1,5 м).



Предполагаемый внешний вид храма у родника Крион Нерон


Храм представлял собой однонефную крестовидную в плане церковь, с выступающей подковообразной апсидой. Церковь у Крион Нерона отличают очень короткие рукава, приближающие его в интерьере к храмам типа компактно вписанного креста. Архитектурно он близок к храмам Закавказья, где такие храмы довольно часто встречаются, однако такая форма порождена функцией храма, как маленькой погребальной церкви.


При отделке храма применялись пиленые плиты из лёгкой карбонатной породы, крыша была черепичной. Размеры церкви: длина 8,80 м., ширина 7,35 м. Время функционирования храма – 10-14 вв. н.э. Ныне он связывается с именами Святых Константина и Елены.



Ахштырский храм (XI-XIII в.)


Развалины Ахштырского храма (XI-XIII в.) Адлер Сочи


Исследуя архитектуру храма можно сделать вывод, что он относится к XI-XIII векам и стоит в одном ряду с храмами Сепастополиса (Сухум), Дранды (Абхазия) и Археополисе (Нокалакеви) в Западной Грузии. Период средневековья для сочинского побережья – это период активной торговли с приезжими купцами, это момент проникновения в район христианства вместе с первосвященниками, которые будучи раскольниками бежали от официальной власти на северные рубежи государства – Римской империи. Здесь порядки были менее строги и, как утверждают некоторые источники, именно в районе современного Сочи закончил свои дни апостол Андрей Первозванный (I в. н.э.).



Ранее проникновение в район христианства, дальнейшее расширение влияния господства Византийской империи (395—1453) в регионе привели к появлению на сочинском побережье храмовой архитектуры.


Предполагаемый внешний вид Ахштырского храма в Сочи

Предполагаемый внешний вид Ахштырского храма


Храм в поселке Ахштырь однонефный, одноапсидный. Сложен плитами известняка. Стоит на возвышенности. С его подножия открывается великолепная панорама на долину реки Мзымты и окрестности. Изучение исторических источников говорит, что стоял храм в древние времена на перекреске дорог, что каждый путник мог побывать под его сводами и прочитать богоугодную молитву.


Ахштырский храм не исчез с лица земли по счастливой случайности. После падения Византии древнюю церковь переоборудовали в крепость, которую в XVII столетии разрушили османы, но ближе к концу XIX столетия деревню Ахштырь начали заселять русские переселенцы.


Но к приходу русских в регион стены храма пришли в ветхость, разрушились. Когда первые жители поселка Ахштырь (1865 год – год закладки поселка) увидели остатки древнего храма, то с благоговением отнеслись к древней святыне и приступили к ее восстановлению. Пристройки к Ахштырскому храму конца XIX века выполнены из песчаника. Плиты скреплены известковым раствором. В 1913 году храм был освящен в честь Святителя Николая Чудотворца.


В советский период истории печальная учесть культовых сооружений не минула и Ахштырский храм. В 1930-х годах религиозное здание взорвали. Долгое время площадка со старинным храмом использовалась под складские помещения и для выпаса скота.


Возрождение религиозной святыни произошло в 2002 году. Жители села Ахштырь расчистили территорию, обрубили корни плюща, обвивающего древнюю кладку.


В настоящее время по соседству с древним храмом, расположенным в селе Ахштырь ведутся работы по устройству поселковой церкви.


Развалины Ахштырского храма (XI-XIII в.) Сочи


Базилика «Леснянская II»  (село Лесное)


Базилика «Леснянская II» село Лесное Сочи



Из полосы недавно открытых древних христианских греческих храмов, которые возникали на Великом шелковом пути, по словам специалистов по историко-культурному наследию, следует выделить Леснянскую II базилику (VII-VIII в. н.э). Эта древняя церковь, после византийского храма в Лоо, считается одним из немногих удачно сохранившихся объектов. Уникальный храм находится в горной местности в районе с. Лесное, недалеко от горы Ефрем и Воронцовской пещеры.


Высота сохранившихся стен достигает 1-1,5 м и выше. Она является ярким памятником локального варианта византийской провинциальной архитектурной традиции. Как культовое сооружение функционировало до XIV-XV вв. Местные жители – потомки греческих переселенцев – стали называть базилику храмом святого Пантелеймона. В дни его памяти на руинах древнего сооружения начались богослужения.


Леснянская II базилика меня поразила тем, что она была внушительных размеров – трехнефная (трехсекционная), – рассказал специалист по историко-культурному наследию Сочинского национального парка Николай Марков, – раньше, таким образом возводили древнеримские постройки. Представьте, глубоко в горах построить трехзальную церковь 22 на 16 метров! Для этого надо было совершить поистине подвиг!


Действительно, доставка материалов по горам была очень тяжелой (стоить заметить, что передвижение в то время шло в основном по хребтам). На телегах везли известняк. Складывали базилику методом панцирной кладки – выкладывали ленты стенки, внутрь бутили камни, а потом все заливали известковым раствором. Потом все облицовывалось грубо тёсанным камнем, который везли в немереных количествах.  Воды, по словам исследователя, рядом тоже не было. Приходилось для строительства привозить и тонны воды. Строительство таких храмов – это был поистине подвиг людей того времени.


Постепенно, с ослаблением христианства, большая церковь стала рушиться, и ее  превратили в небольшую однозальную базилику. Но остатки былого великолепия видны до сих пор.


Леснянская II базилика интересна своими захоронениями и находками, которые были обнаружены при раскопках. Исследовано более 20 погребений, совершенных  в гробницах, сложенных из небольших каменных плит на известковом растворе. По мнению исследователей, там могли хоронить либо активно верующих, либо тех, кто считал, что таким образом можно приблизиться к Богу. Из всех захоронений особо привлекает одно. На пальце одного из погребенных был обнаружен оригинальный серебряный перстень – печатка, доказывающая, что ее обладатель был непростым человеком. Однако археологи из Ростова увезли мощи в одно из хранилищ за пределы края.


После археологических раскопок базилика была накрыта кровлей.



Храм на горе Сахарная головка (село Лесное)


Развалины древнего храма на горе Сахарная головка село Лесное Сочи


На вершине горы Сахарная Головка (Лацинуха) расположены руины средневекового храма. 


Предполагаемый внешний вид храма на горе Сахарная Головка


Храм представляет собой однонефную базилику укороченных пропорций, с апсидой, прямоугольной по внешним и подковообразной по внутренним очертаниям. Размеры здания составляют 9,7х6,3 метра. Доступ в него осуществлялся через три входа в каждой стене, кроме восточной стороны.


Главным строительным материалом являлся песчаник, выходы которого в большом количестве находятся на самой вершине и рядом по склонам. Изготовленные блоки и плиты имели различные размеры и толщину в зависимости от конкретного применения. Кроме того, как отмечалось выше, здесь использовалась также и местная карбонатная порода.


Церковь устроена на трёхступенчатом цоколе из крупных тесаных блоков. Он выполняет важную несущую функцию, проходя по всему периметру здания, и уложен со сдвигом каждого следующего ряда кладки на 5–10 см.


Стены здания толщиною от метра и более, особенно в нижней части, выложены аккуратной панцирной кладкой из крупных песчаниковых блоков с внутренней забутовкой мелким рваным камнем на известковом растворе. Лицевая поверхность стен гладкая, хорошо видны швы. Подобную конструкцию можно назвать забутовкой с облицовкой, а саму облицовку - панцирной. Она представляет собой усложненный вариант, обеспечивающий лучшее сцепление чередующихся рядов вертикальных и горизонтальных плит с бутовым телом стены, и большую прочность.


Пол вымощен большими каменными плитами естественной формы. В алтарной же части присутствовала заливка из известкового бетона, уложенная на материковую поверхность.

Церковь перекрывалась цилиндрическим сводом, по которому укладывалась черепица.


Фрагменты черепицы древнего храма в Сочи

Фрагменты черепицы храма


Часть её была снабжена метками в виде рельефных знаков четырехконечного креста, использованных на перекрытии храма у села Веселое. Арочные оконные и, возможно, дверные проемы, выполнялись из легкого пористого камня.


Снаружи, вплотную к северной и южной сторонам апсиды и заплечикам храма, пристроены два наземных склепа, каждый с впущенной в материк гробницей с множественными захоронениями. Пристройки практически не выступают за восточный фас апсиды, но незначительно выдаются относительно северного и южного фасадов здания. К западной стене храма примыкает подземное сооружение, ограждённое каменными плитами в один ряд. Внутри него устроена усыпальница с тремя погребениями. Точная функция данной постройки до сих пор неясна. Возможно, она имела ещё и дополнительное назначение в виде притвора.


Склепы с пристройкой не соединены с основным объемом храма. В тоже время «перевязанная» со стеной на южном фасаде апсиды пилястра является опорой для арки склепа, что может указывать на одновременность возведения оссуариев и самого храм. О единстве этого процесса свидетельствует и такая редкая для региона особенность храма, как выраженная снаружи прямоугольная апсида с двумя широкими заплечиками. Подобный план алтарной части необычен для Кавказа, где, зачастую, восточная сторона однонефного здания полностью скрыта наружной прямой стеной. Таким образом, храм на горе Сахарная Головка относится к типу зальных базилик и представляет собой локальный вариант сооружения с выраженной снаружи апсидой, которая из-за одновременной пристройки склепов-оссуариев приобрела прямоугольные очертания.



Три специальных помещения для захоронений вместе с погребениями на территории (общим числом 45) доказывают тот факт, что храмовая постройка даже в большей степени, чем церковь у родника Крион Нерон, выполняла функции мартирия и действовала в таком предназначении до рубежа XIII –XIV вв.


Появление базилик с вписанными апсидами на территории Сочинского Причерноморья свидетельствует о влиянии традиций грузинского зодчества опосредованно, через Абхазию. В ней известно значительное количество таких храмов в т.ч. и с пристроенными дополнительными симметричными сооружениями.


Нечто подобное осуществлено и на храме на горе Сахарная Головка, возведение которого отнесено к первой половине X века. Первоначально строилась обычная зальная базилика с выступающей полукруглой апсидой с заплечиками. По всей видимости, еще изначально в план, могли вноситься дополнения, предполагавшие пристройку к апсиде оссуариев. Для этой цели были выполнены глубокие заплечики нефа и сужена алтарная часть.


Последующая пристройка склепов на горе Сахарная Головка вызвала необходимость устройства между ними дополнительной стены, в результате которой конструкция приобрела форму вписанной апсиды.


В 2016 году над этим храмом был установлен навес для защиты открытых конструкций, что позволило не только сохранить древний памятник. В дни памяти пророка Илии (2 августа по новому стилю) на руинах этого храма проводятся богослужения.


Находки в погребениях, сделанные во время раскопок, указывают на то, что храм функционировал до XIV-XV вв.



Ачипсинская крепость (Красная поляна)


Ачипсинская крепость Красная поляна Сочи


«Каменная кладка произведена на извести с прослойкой кирпича. Кирпич хорошо обожжён, плоский, толщиною немного более половины вершка. Говорят, что такой кирпич встречается только в развалинах византийских времён. В развалинах попадаются обломки гнутой черепицы или труб толщиною в четверть вершка. Диаметр, судя по обломкам, очень незначительный. Но попадаются обломки только чуть-чуть изогнутые. Говорят, что находили здесь стрелы.


Крепость, очевидно, очень древнего происхождения.


По каменной кладке, характеру кирпичей, заложенных в стены, по обломкам гнутых гончарных изделий, вероятно, специалист прочтёт очень многое и поведает нам, какие народы и когда населяли эти места». Это описание крепости на реке Ачипсе в путеводителе С. Дороватовского «Сочи и Красная Поляна с окрестностями», изданного в 1911 году, стало первым упоминанием этого археологического памятника в нашей литературе.


Материалы исследований Д.Э. Василиненко и А.Н. Медвидь: план крепости, главное сооружение с полукруг

Материалы исследований Д.Э. Василиненко и А.Н. Медвидь: план крепости,

главное сооружение с полукруглой пристройкой, находки


Это крупнейшее из выявленных оборонительных сооружений в районе Красной Поляны. Время сооружения крепости Ачипсе сейчас датируется VI–VII веками.


В плане крепость овальная. Длина стен прослеживается в восточной части на 80 метров, на юге на 260 метров, а на севере почти на 350 метров. Высота сохранившихся стен и башен достигает шести метров. Предполагается, что в древности и сами стены и башни имели навершие в виде зубцов. Материал кладки – местный булыжник, скреплённый раствором из известняка с примесью песка. В некоторых случаях, как выравнивающий материл, использовался кирпич.


В составе северной стены крепости имеются три полукруглых выступа – контрфорса, в задачу которых входило поддержка стены от сползания в обрыв.


Южная стена укрепления сохранилась хуже. В ней видны довольно большие сквозные проёмы – вероятно следы осады.


В восточной части можно увидеть воротный проём. Как известно, воротам крепости в средневековье предавалось особое значение. Помимо внушительных размеров, они имели каменный порог и арочное перекрытие. Материалом для изготовления ворот было дощатое полотно из твёрдых пород деревьев. Из этого же материала делались и массивные воротные затворы.


Довольно внушительна ширина внутреннего пространства крепости, представляющая из себя почти ровную площадку, ступенями спускающуюся к реке Ачипсе. В верхней её части видны многочисленные следы каменных фундаментов.


Самое значительное сооружение находилось в ста метрах от западной башни на естественной возвышенности. Его фундамент сложен из тщательно обработанного местного камня на известковом растворе. В северо-восточной части этого здания видны следы отдельного помещения площадью около 14 квадратных метров. К этому помещению примыкает полукруглая пристройка. В ходе археологических работ здесь множество фрагментов человеческих костей и, расписанных бурой краской, глиняных кувшинов.


Современные исследователи (например, Дмитрий Марков) видят в этой полукруглой пристройке признаки наличия в Ачипсинской крепости христианского храма. «Находки вотивного железного креста и сланцевой каменной пластины с изображением креста позволяет предположить, что сооружение могло служить оссуарием [костницей, хранилищем костей – прим. РД] христианской церкви, вероятно, расположенной рядом на территории городища», — пишут Д.Э. Василиненко и А.Н. Медведь, раскапывавшие этот памятник в 2007-2008 годах.


Так же на территории крепости встречаются развалины сложенных насухо сооружений, вероятно, хозяйственного назначения.


Подъёмный материал, найденный здесь при раскопках, богат и разнообразен. Внутри укрепления и за его стенами найдены в больших количествах, как керамика (тарелки, кувшины, пифосы), так и стекло. Здесь же были обнаружены изделия из железа – копья, ножи и т.п. Выявленные на этой территории керамические и железные шлаки, многочисленные кости животных – всё это свидетельствует о существовании в окрестностях средневековой цитадели многолюдного богатого поселения, жители которого занимались не только сельским хозяйством, но и производством предметов хозяйственного назначения.


Выгода жизни в этих местах очевидна: гарнизон крепости нуждался в строительных материалах, продуктах питания и предметах повседневного быта. Но самым главным было то, что в случае нападения неприятеля, можно было укрыться за надёжными стенами укрепления.


Поездка в Ачипсинскую крепость Красная Поляна


Однако, объективности ради, надо сказать, что основной задачей этого оборонительного сооружения была не защита местного населения. Главной задачей крепости была охрана караванного пути, который проходил в этих местах.


Именно здесь пролегала региональная дорога средневековья, которая вела от Черноморского побережья через перевалы Главного хребта на Северный Кавказ. По ней можно было попасть в Аланию, Волжскую Булгарию и далее, к примеру — в Среднюю Азию. Историки называют эту дорогу одним из ответвлений «Шёлкового пути».


О важности этой транскавказской магистрали древности свидетельствует и тот факт, что для её охраны вдоль русла Мзымты и на прилегающих окрестных территориях во времена раннего средневековья (VIII – Xвв.) были построены десятки крепостей и укрепленных пунктов, которые помимо всего были и местами отдыха для караванов.


Как мы уже говорили Ачипсинская крепость – крупнейшая крепость района. Таковой она была построена не только в силу стратегической важности её местоположения. Важным фактором была и возможность предоставить кров для большого количества гостей. А такое бывало нередко, ведь это место, где торговые караваны отдыхали до или после труднейшего перехода через высокогорные перевалы, закупали продукты и фураж. Не надо забывать и о непогоде (например осадках), которая могла задержать движение, как вверх к перевалам, так и вниз — вдоль речных долин к морю.


Таким образом, можно сделать вывод, что Ачипсинская крепость в раннем средневековье являлась важным опорным пунктом византийского влияния в регионе Западного Кавказа. Как известно, вместе с караванами перемещались не только торговые люди, но, так же и христианские миссионеры и даже посольства.


По всей видимости цитадель пришла в упадок в середине XIII века, в связи с системным кризисом Византийской империи.

После падения Константинополя, Османская империя могла беспрепятственно осуществлять доставку товаров по, теперь уже, подконтрольным территориям и Византийские торговые пути утратили свою значимость. Потому, после 1453 года, постройки стали использоваться местными жителями, и в Ачипсинской крепости расположился аул Ачипсхоу, переставший существовать после окончания Кавказской войны (1864 год).


Удивительные творения оборонительного и христианского зодчества, созданные руками местных и византийских мастеров, смогли сохраниться (хотя и в руинах) для будущих поколений. Прошли века, но Великий шелковый путь и древние христианские храмы до сих пор живут в людской памяти.


Считается, что старые храмы не теряют своей силы. Даже, будучи разрушенными и вновь найденными, они продолжают жить своей собственной жизнью, неся ореол святости. Поэтому на руины храмов постоянно идут люди, зажигают свечи, оставляют иконки. Важно то, что эти храмы продолжают жить.


Все вышеописанные места входят в часть наших:

 Маршрутов поездок


Господи Иисусе Христе помилуй мя